feona2003 (feona2003) wrote,
feona2003
feona2003

Category:

Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. П.А.Грэм.

Оригинал взят у richteur в Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. П.А.Грэм.


Классик американской педагогики Патриция Альбьерг Грэм написала весьма занятную книгу об истории школьного (и немного вузовского) образования в США XX века. Качества книги дополняются отличным переводом и толковыми комментариями научного редактора (историка-американиста) — я уже почти забыл, что это такое... В ходе прочтения наконец-то начинаешь понимать, каким образом страна фермеров, мигрантов и лавочников, испытывавших к «умникам» лютую ненависть превратилась в весьма просвещенное общество, обладающее топовыми школами и университетами, в которых жаждут учиться представители всех стран мира.

Но в начале XX века задачи были куда более скромными: худо-бедно обучить всех читать-писать, да вбить в мозги патриотическое мышление — задача тем более актуальная, что в страну еще приезжали сотни тысяч эмигрантов со всех концов Земли, нередко обладающих весьма чуждым менталитетом. Всех их необходимо было подстричь под одну гребенку, ассимилировать на новой родине, сделать полноценными американцами. Задача осложнялась тем, что на образование выделялось совсем мало денег, профессия учителя была непрестижной и в классах подчас сидело по 50-60 человек, что обусловливало довольно жесткие методы обучения и крайне низкие результаты.

После Первой Мировой США фактически закрылись от глобального наплыва мигрантов и потребность в ассимиляции отпала. Но накопилась критическая масса мнений профессиональных педагогов и общественности, в один голос заявлявших о неприемлемости старых авторитарных методов «муштры» и «школения», безжалостно ломающих детей и насильно впихивающих им бессистемный набор фактов, которые необходимо тупо вызубрить. Новаторы выступили с инициативой превращения школы в место для полноценной личностной реализации детей, где они могли бы приятно и безопасно проводить время, не особо при этом утруждаясь. Конечно, это был переход в другую крайность: выпускники школ эпохи адаптации (1920-1954) не очень много знали и умели, и все в конечном счете зависело от культурного уровня семьи. Дети из зажиточных и интеллигентных белых семей имели на порядок больше возможностей продолжить свое образование и сделать карьеру, нежели их более бедные сверстники с другим цветом кожи. Но переход Америки в разряд мировых гегемонов и эскалация Холодной войны вынудили правительство взять курс на отказ от расовых и национальных предрассудков и планомерно бороться за равенство образовательных возможностей для всех граждан США.

Эпохальное определение Верховного Суда по «делу Брауна» (1954) дало толчок к отмене расовой сегрегации в учебных заведениях, с чем были категорически несогласны очень многие. Где-то противостояние равному доступу негров в белые школы обернулось вооруженными конфликтами, а кое-какие образовательные учреждения приняли решение закрыться, лишь бы не допустить цветных в классы... Федеральное правительство действовало не только кнутом, но и пряником, выделяя щедрые дотации тем школам, в которых выполнялись условия по обеспечению доступа ранее дискриминируемых слоев населения. И через несколько лет дело сдвинулось с мертвой точки: черные и белые научились уживаться друг с другом, а профессорские мантии на евреях, неграх и женщинах уже не вызывали недоумения. Однако когда федеральные чиновники в конце 70-х провели масштабную экспертизу и мониторинг знаний, чтобы понять, насколько эффективно расходуются деньги, они просто обомлели: общая обученность детей в смешанных школах радикально упала, фактически по уровню образованности американцы откатились на несколько десятилетий назад.

Итогом стал эпохальный доклад «Нация перед лицом угроз», опубликованный в 1983 году администрацией Рейгана, в котором открыто признавался убогий уровень американского образования, и утверждалось, что такое положение дел может закончиться диктатурой, банкротством или даже распадом и оккупацией страны. Это произвело такое оглушительное впечатление на американцев, что те безропотно позволили провести пакет очень специфических реформ (или контр-реформ), кардинально изменивших основополагающие взгляды на школу. Многие прекраснодушные намерения прошлого выпали из повестки дня: так, почти официально отказались от подтягивания цветных до уровня белых; смирились с тем, что выходцы из богатых семей получат куда лучшее образование, чем бедняки; открыто заявили, что хорошие аттестаты и дипломы нужны лишь для того, чтобы зарабатывать больше денег, а не для саморазвития, службы обществу и укрепления демократии. И, главное, повсеместно насадили стандартизированную тестовую систему, приводящую к бесконечной зубрежке и натаскиванию, изнуряющую как детей и учителей, заставляющую их выбиваться из сил, выполняя бессмысленные учебные действия. Фактически система замкнулась сама на себя: тестирование было объявлено самоценной святыней, а многотысячную армию бюрократов навсегда обеспечили синекурой по бесконечному анализу результатов и «доработке» американского ЕГЭ. Закусив удила, республиканская администрация даже пыталась провести массовую приватизацию школ, а после того как этот проект провалился — перешла к открытому террору против учеников и педагогов, безжалостно оставляя «неуспевающих» на второй (третий, четвертый, etc) год и карая целые школы за высокий процент «неуспевающих» (т.е. недостаточно хорошо натасканных на типовой тест, ровным счетом ничего не говорящий о реальных знаниях и умениях).

Все это привело к весьма странным результатам. Средний уровень образованности, и без того невысокий, упал весьма сильно, что являлось неизбежным следствием бестолкового насаждения системы национального тестирования. Это мы можем видеть и в современных российских школах, где в 10-11 классах дети массово перестают заниматься предметами по которым не собираются сдавать экзамен (т.е. 75% изучаемых дисциплин вынужденно остается за бортом и преподается вхолостую). Перестав подтягивать негров и латиносов до приемлемого уровня, власти автоматически обеспечили деградацию белых школьников до уровня цветных, что сейчас ощущается все сильнее даже по новой генерации американских политиков. Но вместе с тем, отчисления на образования и науку выросли многократно, и американцам в сфере R&D нет равных во всем мире — правда, в передовых технических вузах долбят матан и сопромат преимущественно китайцы и индусы, а престижные университеты Лиги Плюща заполнены исключительно выходцами из «хороших семей», где их учат невероятно важному навыку - «быть джентльменами».

Но в целом, конечно, положение в образовательной сфере США в начале XXI века выглядит существенно перспективней, чем 100 лет назад, и автор, несмотря на местами прорывающиеся в ее тоне тоску и уныние, выражает надежду, что и с этой проблемой Америка справится. Я так думаю, что вероятность этого - процентов 50, при самых благоприятных обстоятельствах...

Tags: добыто на охоте, друзья, мамасына
Subscribe

  • Соль менталитета

    Далека у нас власть от народа. Помните, в начале 2000-х случился вброс в СМИ «В некоторых регионах страны обнаружен дефицит соли в магазинах». К…

  • Новогодний диагноз

    Новое - это хорошо забытое старое. да и повспоминать как весело и мирно мы жили Решила для читателей, которые недавно читают мой блог,…

  • Спокойствие. Тока спокойствие

    Сейчас в блоге pink_mathilda зашел разговор про прошедший праздник – День психического здоровья. И про справки по поводу этого. А у меня…

promo feona2003 january 10, 2015 19:35 152
Buy for 10 tokens
Как ни крути, в двух словах не получится. Кстати, есть очень недовольные таким поворотом событий.... Это кошки. Они ее встретили квадратными глазами и словами - ты здесь зачем? Мы перестали искать Нику, когда грянули морозы, она короткошерстная, даже представить себе невозможно, что она может…
Comments for this post were disabled by the author